ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

КАЗАНСКИЕ МАТЕМАТИКИ

"Математики открыли прямые средства к приобретению познаний". Н.И. Лобачевский

Лобачевский, Николай Иванович

Лобачевский и Казанский университет

Лобачевский стремился провести в жизнь передовую программу университетского образования . Представление о его педагогических установках , о его философских и общественных взглядах и о целях воспитания и высшего образования дает его замечательная речь « О важнейших предметах воспитания», произнесенная им через год после вступления на пост ректора. В ней высказаны в яркой впечатляюще форме глубокие мысли об общественном значении воспитания и образования, обрисована картина гармонического и всестороннего развития человеческой личности. Лобачевский резко осуждает нередко встречающееся невежество крепостнического дворянства и бюрократического чиновничества. За годы своего ректорства ученый добился подлинного расцвета Казанского университета. Он прекрасно понимал , что одного учебного корпуса без оборудованных учебно-воспитательных заведений недостаточно для развития науки и для подготовки знающих специалистов . Поэтому он начал строительство астрономической и магнитной обсерватории , анатомического театра, клиники , здания физического кабинета и химической лаборатории, библиотеки (уже будучи ректором он продолжал в течение 8 лет сам руководить библиотекой).

На университетском участке возник один из самых гармоничных и красивых архитектурных ансамблей в стиле русского классицизма (архитектор М.П.Коринфский). Уровень научной и учебной работы был существенно поднят. Организовывались научные экспедиции, постоянное внимание уделялось подготовке молодых ученых - способных выпускников посылали в важнейшие научно- учебные заведения России и за границу. Лобачевский понимал всю важность развивающихся связей России с государствами Востока и поэтому принимал непосредственное участие в расширении «Восточного разряда». Ряд воспитанников был отправлен в длительные путешествия по Монголии, Китаю, Тибету, Персии, Турции и Египту. Ранее имелась только арабо-персидская кафедра. Постепенно были открыты кафедры турецко-татарского , монгольского , китайского , армянского языков и санскрита. Создалось богатейшее собрание книг и рукописей ,привезенных из экспедиций. К середине XIX века в Казани сложился один из важнейших центров востоковедения, но за год до смерти Лобачевского «восточный разряд» по распоряжению правительства был присоединен к Петербургскому университету.

Журнал смешанного содержания «Казанский вестник» был Лобачевским преобразован в строго научные «Ученые записки Казанского Университета», причем он сам в предисловии к первой книге записок (1834г.) рассказал о целях этого издания. Эта забота об университете особенно ярко проявлялась в моменты стихийных бедствий . В 1830 году началась страшная эпидемия холеры. Однако Лобачевский изолировал территорию университета, проводил дезинфекцию, принял лечебные меры и в итоге сумел уберечь почти всех сотрудников и студентов. В1842 году в Казани разбушевался огромный пожар и ,когда огонь стал приближаться к университету, Лобачевский организовал спасение астрономических инструментов и книг , причем ему удалось отстоять совместно со студентами от огня почти все университетские здания, кроме обсерватории и своей ректорской квартиры.

Как ректор Лобачевский немало сил и внимания уделял руководству гимназиями, училищами и школами учебного округа . Нередко он сам проводил обследования, давал советы посылал инструкции. Он стремился нести знания и культуру в возможно более широкие слои населения вопреки правительственным установкам, требовавшим сословных ограничений. Своими указаниями он стремился вовлечь учителей в совершенствование преподавания, в наставлениях рекомендовал учитывать возрастные особенности детей, в математике начинать с наглядно-осязательного подхода, стремиться постепенно развивать способность суждения, связывать свои уроки с вопросами жизненной практики. Он написал два учебника для гимназий: «Геометрия»(1823) и «Алгебра»(1825), но оба при его жизни не были изданы.

Несмотря на большую занятость административной работой, он продолжал преподавание в университете, читая курсы механики, гидростатики и гидравлики, математического анализа, дифференциальных уравнений, уравнений математической физики, вариационного исчисления, теории вероятностей. В 1838-1840гг. Лобачевский читал научно – популярные лекции для населения. Он открыл свободный доступ в библиотеку и в музеи университета.

Н.И.Лобачевский в Казанской гимназии

14 февраля 1805 года на торжественном собрании совета Казанской гимназии было объявлено об открытии в городе университета. Ни профессоров, ни помещения, ни студентов еще не было, но устав, был принят. На первых порах университет существовал при гимназии и управлялся ее советом. Студенты (35 человек) были выбраны из лучших учеников, преподавать пригласили наиболее подготовленных учителей гимназии. И уже на второй год существования университета в числе его студентов оказался гимназист Николай Лобачевский которому не исполнилось еще и 15 лет.
В математике он не имел равных в гимназии, да и в университете его знания превосходили математический уровень адъюнктов.
Постепенно новый университет стал приобретать черты высшего учебного заведения. Через год после поступления Лобачевского, в Казань прибыл знаменитый немецкий ученый-математик Бартельс, а еще через несколько месяцев - профессор Реннер.
Знания последних математических теорий, умение прекрасно изъяснятся по-немецки, сразу же поразили Бартельса в юном студенте Лобачевском. За четыре года обучения в университете мальчик постиг не только высшую математику, но так же физику и астрономию. Объем и глубина этих знаний позволила ему впоследствии самому читать курсы по всем трем предметам.
В августе 1811года двадцатилетний Николай Иванович Лобачевский получил звание магистра, стал помощником профессора, параллельно продолжая заниматься наукой под руководством Бартельса. Через два года уже в качестве адъюнкта он начал читать студентам самостоятельные курсы лекции. Шло время. Менялся Лобачевский, все глубже и шире уходя в сферу научной и педагогической деятельности, менялся и университет. В 1820 году Николай Иванович был уже солидный ученый и педагог. Его избирают деканом Физико-математического отделения, а спустя семь лет он становится ректором университета. Наступают годы творческого расцвета Лобачевского.
Николай Иванович был человеком энергичным, разносторонне одаренным. Высокий, худощавый, с удлиненным лицом, густыми, русыми волосами и глубоким взором темно-серых глаз, он производил на окружающих приятное впечатление.
Энциклопедическое образование, безграничные творческие интересы, подлинная гениальность мыслителя сочетались в нем с прекрасными педагогическими данными. По свидетельству одного из современников, в университете "все студенты без исключения, уважали Николай Ивановича Лобачевского".
К моменту вступления Лобачевского в должность ректора, перед Казанским университетом стояли две важнейшие задачи - привлечение ученых, строительство новых помещений. Строительную комиссию, возглавил Лобачевский и принял непосредственное участие в проектировании здания. Удалось Лобачевскому решить и вторую задачу - привлечь для чтения лекций крупных профессоров. Казанский университет принял облик перворазрядного учебного заведения. Здесь стал издаваться собственный журнал - "Ученые записки". В 1835году в первом выпуске журнала, была помещена работа Лобачевского "Воображаемая геометрия", сыгравшая важную роль в науке. В этой и других работах Лобачевский выдвинул идеи, ставшими основополагающими для ряда наук.
Классическая геометрия Евклида перестала удовлетворять требованиям развивающихся точных и естественных дисциплин. Первым сформулировав начала неевклидовой геометрии, Лобачевский открыл полосу широкого развития науки, считавшейся до этого совершенно законченной. На основе его идей, геометрия стала огромным зданием, в котором Евклидово учение составляет лишь фундамент или основной камень фундамента. Труды Лобачевского сыграли определяющую роль во всех важнейших отраслях естествознания. Но значение гениальных открытий ученого не было ясно его современникам. "При жизни он не был понят..." Первоклассные, отечественные математики, пользовавшиеся ученой известностью за границей, не признавали заслуги Лобачевского. Так было вплоть до второй половины XIX века. В 50-е годы происходит заметное оживление культурной и научной жизни России. Идеи Лобачевского становятся подлинным достоянием русской и мировой науки. В настоящее время их непреходящее значение нашло окончательное научное подтверждение.
Вся жизнь и деятельность Лобачевского связана с Казанским университетом. Ныне перед этим зданием стоит бронзовый памятник великому ученому. А в 1895 году была учреждена Международная премия имени Николая Ивановича Лобачевского.


Хостинг от uCoz