ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

КАЗАНСКИЕ МАТЕМАТИКИ

"Математики открыли прямые средства к приобретению познаний". Н.И. Лобачевский

Лобачевский, Николай Иванович

Казанская гимназия и
Наставники Н.И. Лобачевского

Первая и единственная до конца XVIII в. провинциальная гимназия была образована в Казани указом от 21 июля 1758 г. на тех же основаниях, что и московские и петербургские гимназии, с содержанием на средства Московского университета.
В казанскую гимназию были направлены семь лучших выпускников Московского университета 1799 г., в числе которых были четыре учителя математических дисциплин: Григорий Иванович Карташевский, Иван Ипатьевич Запольский, Степан Сергеевич Петровский и Николай Мисаилович Ибрагимов. Все они были не только высоко образованными учителями - математики, и хорошо подготовленными методистами.
В гимназии молодые учителя - математики сразу же включились в работу по организации учебного процесса и подготовке к чтению своих курсов. Двое из них - Г.И. Карташевский, и И.И. Запольский – выли введены в состав педагогического Совета.
Основной для разработки всех элементов учебного процесса по математическому циклу служили положения о Казанской гимназии и ее устав, по которым для преподавания математических дисциплин учреждались следующие классы: геометрии, тригонометрии и алгебры, физики, механики и гражданской архитектуры и два арифметических класса – нижний и высший.
В гимназии существовали следующие правила:
1. Кроме последовательного изложения предмета обращаться, насколько позволит время, к повторению пройденного.
2. Развивать понятия учеников объяснениями, при этом требовать от них самих толкования задаваемых уроков.
3. Учащимся рекомендовалось на уроке внимательно выслушивать объяснения учителя, а затем дома записывать все в тетрадь.
4. Рекомендовалось использовать наглядность на уроках, оживляя при этом преподавание, например, в геометрии показывать ученикам модели геометрических тел и даже заставлять клеить их из картона.
5. Назначить старших учеников в классах, которые следят за тем, чтобы учащиеся выучивали задаваемые уроки и ставят им отметки, л также проверяют состояние учебных пособий и тетрадей.
15 апреля 1799 г. 104 учащихся Казанской гимназии при полной укомплектованности учителями начали первые занятия. К этому времени математические классы гимназии были распределены следуещим образом. Класс геометрии, тригонометрии и высшей математики возглавил Григорий Иванович Карташевский. После окончания с медалью Московской гимназии он был зачислен сеудентом в Московский университет, где основательно изучил «логику и метафизику, красноречие, всеобщую и российскую историю, энциклопедию всех наук, нравственную философию, римское право, чистую и смешанную математику и опытную физику с похвальным прилежанием и имел поведение доброе и честное. Заслуженно награжден обер - офицерским чином. 19 января 1799 г. направлен в Казанскую гимназию учителем геометрии, тригонометрии и высшей части математики».
Преподаватель опытной физики и смешанной математики Казанской гимназии Иван Ипатьевич Запольский, человек хорошо образованный, даровитый от природы, был приятелем Г.И. Карташевского и, в отличие от него, в первые годы работы в гимназии женился и полностью ушел в домашнее хозяйство. Преподавание же курса строил на старом багаже знаний.
До 1802 г. высший арифметический класс гимназии вел учитель фортификации и артиллерии С.С. Петровский, также хорошо знавший арифметику, как и основные свои предметы.
Преподаватель Казанской гимназии Николай Мисаилович Ибрагимов в январе 1799 г. был назначен учителем нижнего и среднего арифметического классов, а в декабре того же года - и нижнего латинского класса. Анализ архивных документов показывает, что Н.М. Ибрагимов занимался арифметикой в гимназии достаточно успешно. Кроме того, Совет гимназии, поручая Н.М. Ибрагимову класс геометрии, а кандидату А.И. Васильеву высший арифметический класс, заявил, «что находит их достойными для занятия сих классов».
Исследуя период учебы Николая Ивановича Лобачевского в Казанской гимназии, необходимо подчеркнуть особую роль таких его учителей, как Н.М. Ибрагимов и А.И. Васильев. Именно они занимались с ним геометрией и высшей арифметикой до его поступления 9 января 1807 г. в университет. Из всех исследований о Н.И. Лобачевском лишь немногие отмечают данный факт в деятельности Н.М. Ибрагимова как учителя математических дисциплин в гимназии.
В связи с высшее сказанным возникает необходимость оценки профессиональной и педагогической подготовки первых учителей гимназии, выпускников Московского университета. Известно, что в 1799 г. из Московского университета в Казанскую гимназию приехали учителями семь его выпускников: Карташевский, Запольский, Левицкий, Петровский, Ибрагимов, Куликов, Ахматов. При знакомстве с их послужными списками (кроме Ахматова) обращает на себя внимание тот факт, что все они в университете в равной степени изучали логику и метафизику, три иностранных языка, российское и латинское красноречие и, что удивительно, чистую математику и опытную физику, а также предметы по выбранной ими специальности. артиллерию, высшую арифметику, увлекался архитектурой.
С первого же года своего существования гимназия столкнулась с большими трудностями в области комплектования состава учащихся. Сложности эти обуславливались двумя обстоятельствами: различным уровнем знаний и большой разницей в возрасте поступающих. Следует заметить, что основной состав учащихся, принятых в первые пять лет, состоял из дворян, которые, как правило, получали начальное образование в домашних условиях. Если при этом учесть, что возрастной состав учащихся колебался от 8 до 15 лет, то разница в подготовке к обучению в гимназии была весьма велика. В 1804 г. в начальном классе занималось в среднем 33 учащихся. Изучались в этом классе начальные правила арифметики до умножения, а с отдельными успевающими - включая умножение и даже деление. В низшем арифметическом классе учащиеся осваивали арифметику от ее первых правил до десятичных дробей и дальше до извлечения квадратных и кубических корней. В высшем арифметическом классе изучались целые числа, сложные тройные правила, степени и корни чисел натуральных и рациональных и степень Бинома.
В гимназии в течение года проводилось два экзамена: приватный в декабре и публичный по окончании учебного года в июне. Однако особо успевающие могли переводиться из начального в низший класс, а иногда из низшего в высший. В 1804 году, например, Николай Лобачевский дважды (в августе и октябре) неудачно переводился из низшего в высший арифметический класс, и каждый раз его отличная успеваемость в низшем классе падала до уровня оценки «успевает» в высшем. Такое могло произойти, видимо, потому, что в гимназии в его первых двух классах значительно ухудшилось преподавание арифметики. В 1802 г. ряд обстоятельств потребовал от учителя С.С.Петровского сосредоточить основное внимание на преподавании военных дисциплин: фортификации и артиллерии. 7 октября 1802 г. Совет гимназии и университета освободил его от преподавания в классе высшей арифметики. В связи с этим произошла перестановка преподавателей по арифметическим классам. Н.М.Ибрагимов получил высший арифметический, передав начальный арифметический класс комнатному надзирателе гимназии, ее выпускнику 1793 г. Краснову Федору Петровичу , а в мае 1803 г. - низший арифметический класс выпускнику гимназии этого же года Васильеву Александру Ивановичу.
Такая перестановка снизила в 1802-1803 уч.г. уровень преподавания в начальном и низшем арифметических классах. Однако усилиями Н.М. Ибрагимова и Г.И. Карташевского удавалось устранять упущения молодых учителей.
Таким образом, к открытию университета гимназия смогла обеспечить его контингентом достаточно подготовленных для обучения в университете абитуриентов, что и явилось одной из предпосылок, необходимых для возникновения математической школы Казанского университета. Карташевский и его коллеги, несомненно, понимали важность подготовки для университета своих отечественных научно-педагогических кадров. Создавая в старшем классе гимназии небольшую группу из способных в математике гимназистов, они пытались решить следующую задачу: выделить из разновозрастных и в разной степени подготовленных гимназистов тех, которые своими познаниями в математике вышли за рамки гимназической программы. С созданием Казанского учебного округа казанская гимназия в условиях начавшейся образовательной реформы должна была готовить учителей не только для школ Казанской губернии, но и для всего учебного округа, причем учителей не только низовых школ, но и для уездных училищ и гимназий с соответствующим уровнем подготовки для раздельного предметного преподавания. В этих условиях казанская гимназия наряду с существующими математическими классами в 1803 году открыла новый класс высшей чистой математики и тем самым начала подготовку учителей-математиков для уездных училищ и гимназий.

 

Хостинг от uCoz