Лобачевский, Николай Иванович
Казанская гимназия и
Наставники Н.И. Лобачевского
Первая и единственная до конца XVIII в. провинциальная гимназия была
образована в Казани указом от 21 июля 1758 г. на тех же основаниях, что
и московские и петербургские гимназии, с содержанием на средства
Московского университета.
В казанскую гимназию были направлены семь лучших выпускников Московского
университета 1799 г., в числе которых были четыре учителя математических
дисциплин: Григорий Иванович Карташевский, Иван Ипатьевич Запольский,
Степан Сергеевич Петровский и Николай Мисаилович Ибрагимов. Все они были
не только высоко образованными учителями - математики, и хорошо
подготовленными методистами.
В гимназии молодые учителя - математики сразу же включились в работу по
организации учебного процесса и подготовке к чтению своих курсов. Двое
из них - Г.И. Карташевский, и И.И. Запольский – выли введены в состав
педагогического Совета.
Основной для разработки всех элементов учебного процесса по
математическому циклу служили положения о Казанской гимназии и ее устав,
по которым для преподавания математических дисциплин учреждались
следующие классы: геометрии, тригонометрии и алгебры, физики, механики и
гражданской архитектуры и два арифметических класса – нижний и высший.
В гимназии существовали следующие правила:
1. Кроме последовательного изложения предмета обращаться, насколько
позволит время, к повторению пройденного.
2. Развивать понятия учеников объяснениями, при этом требовать от них
самих толкования задаваемых уроков.
3. Учащимся рекомендовалось на уроке внимательно выслушивать объяснения
учителя, а затем дома записывать все в тетрадь.
4. Рекомендовалось использовать наглядность на уроках, оживляя при этом
преподавание, например, в геометрии показывать ученикам модели
геометрических тел и даже заставлять клеить их из картона.
5. Назначить старших учеников в классах, которые следят за тем, чтобы
учащиеся выучивали задаваемые уроки и ставят им отметки, л также
проверяют состояние учебных пособий и тетрадей.
15 апреля 1799 г. 104 учащихся Казанской гимназии при полной
укомплектованности учителями начали первые занятия. К этому времени
математические классы гимназии были распределены следуещим образом.
Класс геометрии, тригонометрии и высшей математики возглавил Григорий
Иванович Карташевский. После окончания с медалью Московской гимназии он
был зачислен сеудентом в Московский университет, где основательно изучил
«логику и метафизику, красноречие, всеобщую и российскую историю,
энциклопедию всех наук, нравственную философию, римское право, чистую и
смешанную математику и опытную физику с похвальным прилежанием и имел
поведение доброе и честное. Заслуженно награжден обер - офицерским
чином. 19 января 1799 г. направлен в Казанскую гимназию учителем
геометрии, тригонометрии и высшей части математики».
Преподаватель опытной физики и смешанной математики Казанской гимназии
Иван Ипатьевич Запольский, человек хорошо образованный, даровитый от
природы, был приятелем Г.И. Карташевского и, в отличие от него, в первые
годы работы в гимназии женился и полностью ушел в домашнее хозяйство.
Преподавание же курса строил на старом багаже знаний.
До 1802 г. высший арифметический класс гимназии вел учитель фортификации
и артиллерии С.С. Петровский, также хорошо знавший арифметику, как и
основные свои предметы.
Преподаватель Казанской гимназии Николай Мисаилович Ибрагимов в январе
1799 г. был назначен учителем нижнего и среднего арифметического
классов, а в декабре того же года - и нижнего латинского класса. Анализ
архивных документов показывает, что Н.М. Ибрагимов занимался арифметикой
в гимназии достаточно успешно. Кроме того, Совет гимназии, поручая Н.М.
Ибрагимову класс геометрии, а кандидату А.И. Васильеву высший
арифметический класс, заявил, «что находит их достойными для занятия сих
классов».
Исследуя период учебы Николая Ивановича Лобачевского в Казанской
гимназии, необходимо подчеркнуть особую роль таких его учителей, как
Н.М. Ибрагимов и А.И. Васильев. Именно они занимались с ним геометрией и
высшей арифметикой до его поступления 9 января 1807 г. в университет. Из
всех исследований о Н.И. Лобачевском лишь немногие отмечают данный факт
в деятельности Н.М. Ибрагимова как учителя математических дисциплин в
гимназии.
В связи с высшее сказанным возникает необходимость оценки
профессиональной и педагогической подготовки первых учителей гимназии,
выпускников Московского университета. Известно, что в 1799 г. из
Московского университета в Казанскую гимназию приехали учителями семь
его выпускников: Карташевский, Запольский, Левицкий, Петровский,
Ибрагимов, Куликов, Ахматов. При знакомстве с их послужными списками
(кроме Ахматова) обращает на себя внимание тот факт, что все они в
университете в равной степени изучали логику и метафизику, три
иностранных языка, российское и латинское красноречие и, что
удивительно, чистую математику и опытную физику, а также предметы по
выбранной ими специальности. артиллерию, высшую арифметику, увлекался
архитектурой.
С первого же года своего существования гимназия столкнулась с большими
трудностями в области комплектования состава учащихся. Сложности эти
обуславливались двумя обстоятельствами: различным уровнем знаний и
большой разницей в возрасте поступающих. Следует заметить, что основной
состав учащихся, принятых в первые пять лет, состоял из дворян, которые,
как правило, получали начальное образование в домашних условиях. Если
при этом учесть, что возрастной состав учащихся колебался от 8 до 15
лет, то разница в подготовке к обучению в гимназии была весьма велика. В
1804 г. в начальном классе занималось в среднем 33 учащихся. Изучались в
этом классе начальные правила арифметики до умножения, а с отдельными
успевающими - включая умножение и даже деление. В низшем арифметическом
классе учащиеся осваивали арифметику от ее первых правил до десятичных
дробей и дальше до извлечения квадратных и кубических корней. В высшем
арифметическом классе изучались целые числа, сложные тройные правила,
степени и корни чисел натуральных и рациональных и степень Бинома.
В гимназии в течение года проводилось два экзамена: приватный в декабре
и публичный по окончании учебного года в июне. Однако особо успевающие
могли переводиться из начального в низший класс, а иногда из низшего в
высший. В 1804 году, например, Николай Лобачевский дважды (в августе и
октябре) неудачно переводился из низшего в высший арифметический класс,
и каждый раз его отличная успеваемость в низшем классе падала до уровня
оценки «успевает» в высшем. Такое могло произойти, видимо, потому, что в
гимназии в его первых двух классах значительно ухудшилось преподавание
арифметики. В 1802 г. ряд обстоятельств потребовал от учителя
С.С.Петровского сосредоточить основное внимание на преподавании военных
дисциплин: фортификации и артиллерии. 7 октября 1802 г. Совет гимназии и
университета освободил его от преподавания в классе высшей арифметики. В
связи с этим произошла перестановка преподавателей по арифметическим
классам. Н.М.Ибрагимов получил высший арифметический, передав начальный
арифметический класс комнатному надзирателе гимназии, ее выпускнику 1793
г. Краснову Федору Петровичу , а в мае 1803 г. - низший арифметический
класс выпускнику гимназии этого же года Васильеву Александру Ивановичу.
Такая перестановка снизила в 1802-1803 уч.г. уровень преподавания в
начальном и низшем арифметических классах. Однако усилиями Н.М.
Ибрагимова и Г.И. Карташевского удавалось устранять упущения молодых
учителей.
Таким образом, к открытию университета гимназия смогла обеспечить его
контингентом достаточно подготовленных для обучения в университете
абитуриентов, что и явилось одной из предпосылок, необходимых для
возникновения математической школы Казанского университета. Карташевский
и его коллеги, несомненно, понимали важность подготовки для университета
своих отечественных научно-педагогических кадров. Создавая в старшем
классе гимназии небольшую группу из способных в математике гимназистов,
они пытались решить следующую задачу: выделить из разновозрастных и в
разной степени подготовленных гимназистов тех, которые своими познаниями
в математике вышли за рамки гимназической программы. С созданием
Казанского учебного округа казанская гимназия в условиях начавшейся
образовательной реформы должна была готовить учителей не только для школ
Казанской губернии, но и для всего учебного округа, причем учителей не
только низовых школ, но и для уездных училищ и гимназий с
соответствующим уровнем подготовки для раздельного предметного
преподавания. В этих условиях казанская гимназия наряду с существующими
математическими классами в 1803 году открыла новый класс высшей чистой
математики и тем самым начала подготовку учителей-математиков для
уездных училищ и гимназий.