Александр Васильевич Васильев
Общественная деятельность
Большая организаторская деятельность А.В.Васильева в науке проходила
на фоне значительной общественно-политической активности ученого. Ядром
этой активности служили идеи просвещения народа и самоуправления
общества.
А.В.Васильев отдавал много времени и сил на деятельность в качестве
земского гласного (отстаивая принцип бессословного земства), гласного
Ка¬занской думы, членов Казанского и Свияжского уездных училищных
сове¬тов. Он также состоял почетным мировым судьей Казанского и
Свияжского уездов и почетным блюстителем открытого по его инициативе и
при его пожертвовании училища в деревне Каинки. Только за семь лет,
когда А.В.Васильев был членом училищного совета от земства Свияжского
уезда, число школ и учеников в них возросло вдвое. А.В.Васильев
содействовал основанию капитала для постройки зданий для училищ.
А.В.Васильев всячески способствовал развитию народного образования в
России. Он выступал за желательность всеобщего образования. В Каинках им
было организовано и прекрасно оснащено училище. Как гласный Свияжского
уезда он добился увеличения числа школ с 43 до 90, числа учащихся с 1692
до 3100, создания воскресно-повторительных классов. Образовательная
система Свияжского уезда занимала одно из первых мест в России.
А.В.Ва¬сильеву удалось создать фонд в 80 тыс. руб. для строительства
помещений школ и училищ в Казанской губерни. За достаточно короткий
период число учащихся возросло почти до 40 тыс..
А.В.Васильев принимал участие и в работе международного конгресса по
высшему образованию в Париже, осмысливал опыт лучших европейских и
американских университетов и стремился распространить его на Россию.
Университеты, был убежден А.В.Васильев, должны занимать особое место в
системе национального образования и воспитания. Преподавание педагоги¬ки
является важной частью университетского образования. При этом буду¬щие
учителя обязательно должны прослушать курс истории своей науки,
например, учителя математики — курс истории математики. Необходимы
летние курсы для учителей школ, где они могли бы знакомиться с
послед¬ними достижениями науки. «Вся система народного образования, —
писал ученый, — нуждается в благотворном влиянии университета, в котором
все науки направлены к выработке в слушателях того философского
миросозерцания и того гуманитарного направления, которое должно
характеризовать умственную аристократию страны».