ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ

КАЗАНСКИЕ МАТЕМАТИКИ

"Математики открыли прямые средства к приобретению познаний". Н.И. Лобачевский

Александр Васильевич Васильев

Общественная деятельность

Большая организаторская деятельность А.В.Васильева в науке проходила на фоне значительной общественно-политической активности ученого. Ядром этой активности служили идеи просвещения народа и самоуправления общества.
А.В.Васильев отдавал много времени и сил на деятельность в качестве земского гласного (отстаивая принцип бессословного земства), гласного Ка¬занской думы, членов Казанского и Свияжского уездных училищных сове¬тов. Он также состоял почетным мировым судьей Казанского и Свияжского уездов и почетным блюстителем открытого по его инициативе и при его пожертвовании училища в деревне Каинки. Только за семь лет, когда А.В.Васильев был членом училищного совета от земства Свияжского уезда, число школ и учеников в них возросло вдвое. А.В.Васильев содействовал основанию капитала для постройки зданий для училищ.

А.В.Васильев всячески способствовал развитию народного образования в России. Он выступал за желательность всеобщего образования. В Каинках им было организовано и прекрасно оснащено училище. Как гласный Свияжского уезда он добился увеличения числа школ с 43 до 90, числа учащихся с 1692 до 3100, создания воскресно-повторительных классов. Образовательная система Свияжского уезда занимала одно из первых мест в России. А.В.Ва¬сильеву удалось создать фонд в 80 тыс. руб. для строительства помещений школ и училищ в Казанской губерни. За достаточно короткий период число учащихся возросло почти до 40 тыс..
А.В.Васильев принимал участие и в работе международного конгресса по высшему образованию в Париже, осмысливал опыт лучших европейских и американских университетов и стремился распространить его на Россию. Университеты, был убежден А.В.Васильев, должны занимать особое место в системе национального образования и воспитания. Преподавание педагоги¬ки является важной частью университетского образования. При этом буду¬щие учителя обязательно должны прослушать курс истории своей науки, например, учителя математики — курс истории математики. Необходимы летние курсы для учителей школ, где они могли бы знакомиться с послед¬ними достижениями науки. «Вся система народного образования, — писал ученый, — нуждается в благотворном влиянии университета, в котором все науки направлены к выработке в слушателях того философского миросозерцания и того гуманитарного направления, которое должно характеризовать умственную аристократию страны».
 

Хостинг от uCoz